Каждый очередной сезон археологических раскопок на Елизаветовском городище, одном из крупнейших в Европе памятников античного времени, приносит новые находки. Они, как кусочки головоломки, дополняют уже имеющуюся картину жизни тех, кто жил на берегу реки Танаис, которую мы сегодня называем Дон, за 3400 лет до рождения Христа. А иногда вновь найденные артефакты в чем-то изменяют уже сложившиеся представления. Так случилось и в этом сезоне. «Виной» всему — три Деметры.
Нынешним летом экспедиция Научно-методического центра археологии ПИ ЮФУ исследовала возвышенную и укрепленную часть античного города — акрополь, где греки обычно располагали храмы, посвященные богам. Потому археологи не особенно удивились, когда наткнулись на мощное монументальное сооружение, сложенное из крупных каменных блоков — по логике оно должно было быть именно здесь. Судя по находкам внутри него, можно предположить, что обнаружен храмовый комплекс. На эту мысль наводит и тот факт, что буквально через дорогу от нынешнего сооружения ранее был найден храм с алтарем.
О, Деметра…
В ныне обнаруженном сооружении найдены керамические изображения Деметры, греческой богини плодородия, весьма почитаемой греками. Правда, не совсем понятно, почему греки-поселенцы поклонялись богине плодородия в краях, где земледелием не занимались, зато уважали рыболовство. Изображение Нептуна, наверное, было бы уместнее в поселении, расположенном на берегу такой большой и изобилующей рыбой реки, какой был Танаис-Дон в античные времена. И, тем не менее, практически в каждом жилище местных греков обнаруживается именно фигурка Деметры. В каменном сооружении, открытом в нынешний сезон, таких изображений найдено целых три! Точнее, лишь их отдельные фрагменты. Выходит, все три изображения разбиты. Причем, не археологами — по неосторожности, и не скифами — поскольку даже варвары не трогали чужие святыни. Сделали ли это сами греки еще в античные времена? И если это так, то за что же они так рассердились на свою богиню? Здесь же обнаружены и другие интересные находки, подтверждающие предположение археологов. Неподалеку от изображений богини найдены разнообразные бусы — и простые керамические, и сделанные из желтого металла. Женщины — и скромного достатка, и состоятельные несли в дар Деметре, что могли. Взамен они просили у богини плодородия не только зачатия, здорового потомства, но и успеха в любовных делах. А вот лежащие почти рядом другие находки наводят на мысль, что Деметра «распоряжалась» и деловыми успехами греков. Каменное грузило для рыбацкой сети мог принести только рыбак в надежде на хороший улов. Два круглых камня для пращи — подношение воина, возможно, амазонки. Каменное же пряслице не обязательно дар от пряхи. Нить античные греки ассоциировали с нитью жизни. А потому, не исключено, что это подношение лишь просьба о продлении чьей-то жизни…
Восток или запад?
Храмы, посвященные богам, греки располагали входом на восток — первые же лучи солнца падали на лицо бога, чье изображение размещалось как раз напротив двери. Солнечные блики играли на лице божества, и создавалась иллюзия, что бог то хмурится, то улыбается — у молящегося было полное ощущение, что бог живо реагирует на его молитвы.
А вот храмы, посвященные героям Ахиллесу, Гераклу, Тесею, — были развернуты входом на запад. Греки верили, что тартар, царство мертвых, расположено там, где садится солнце. А герои, как известно, в отличие от богов — смертны…
И хотя археологи почти убеждены, что храм посвящен богине, окончательный вывод можно будет сделать лишь тогда, когда обнаружится вход в него. Куда он будет обращен: на восток или на запад?
В добром соседстве
Находки нынешнего сезона для непосвященных — лишь интересные артефакты античных времен, которые так заботливо сохранила земля. Но для археологов — это повод существенно дополнить и даже переосмыслить ранее сложившиеся представления о жизни греков в северном Причерноморье в IV веке до новой эры.
«Если подтвердится, что это сооружение — действительно храм, то мы сможем смело говорить о том, что греки, появившиеся в дельте Танаиса поначалу как гости в скифском городище, где имели лишь отдельный квартал, постепенно стали здесь полноправными жителями. И когда им понадобился храм — построили его, рассуждает руководитель экспедиции, профессор Виктор Копылов. — Значит, можно говорить об отсутствии вражды между греками и скифами, а такая точка зрения довольно долго имела место среди специалистов. Но мы ясно видим, что антагонистами они не были. Наоборот жили бок о бок, обменивались ремесленными технологиями, чтили соседские святыни. То есть контакт был постоянный, если говорить современным языком. И судя по ряду находок, появились они здесь не в третьей четверти IV века до н.э., как считалось прежде, но намного раньше».
Выгоды перекрестка
Ростов часто называют портом пяти морей, но о том, что дельта Танаиса-Дона удивительный географический перекресток, знали еще античные греки, у которых предпринимательский нюх был чрезвычайно развит. Потому они так рано и появились здесь в холодном для теплолюбивых греков скифском поселении, которое считали своего рода связующим звеном между Европой и Азией. С севера, где жили славянские племена, сюда привозили зерно. Из Центральной Азии везли удивительные товары, позже давшие название Великому шелковому пути. С Кавказа, Урала, Донецкого кряжа в дельту Танаиса привозили металл. Кстати сказать, путь из Ольвии (территория нынешней Украины, район между Николаевым и Очаковым) на Урал можно найти в описаниях Геродота.
Поступающее в дельту Танаиса сырье можно было экспортировать в страны Средиземноморья — и тем довольствоваться. Но смекалистые греки предпочли другое — «сели» на перекресток и стали из сравнительно дешевого сырья самостоятельно изготовлять товары, которые и распространяли, богатея намного быстрее, чем на родине.
Это подтверждает находка нынешнего сезона, обнаруженная в «доме» металлурга, о котором «НВ» писало год назад, тогда была открыта металлургическая печь, в которой изготовлялись бронзовые изделия с использованием уральской меди. Сейчас здесь же найден удивительный по изяществу чернолаковый килик — сосуд, из которого богатые греки пили вино. Но тот факт, что находка обнаружена в доме ремесленника, подтверждает — его доходы позволяли ему покупать дорогую, привезенную издалека, посуду. А еще доказывает, что человек за прошедшие тысячелетия мало изменился — стремление к успеху, любовь к деньгам, тщеславие – все было при нем еще в античные времена.
Скажи мне, что ты пьешь…
Судя по клеймам на фрагментах сосудов, которые археологи находят в Елизаветовском городище, вкусы греков и скифов в отношении вина существенно расходились. Варвары охотно и в больших количествах пили не слишком качественное и потому дешевое вино, привезенное из Гераклеи Понтийской, что на территории современной Турции. А вот греки предпочитали изысканные вина из средиземноморских центров — Коса, Тасоса, Хиоса, Лесбоса, где рос прекрасный виноград, а культура виноделия и в античные времена была высока. И тот факт, что дорогое вино доставлялось на край света — в далекие скифские земли — свидетельствует о том, что на берегах Танаиса греческие купцы и умелые ремесленники явно процветали. Хотя и среди греков здесь были неудачники, жившие на окраинах городища далеко от порта. Они ели из простой посуды и пили такое же дешевое вино, как и их соседи скифы. И подтверждают это все те же находки археологов…
Елена Слепцова.
Количество показов: 4986